На базе пикапа Hilux в 1984 году был создан джип Hilux Surf с закрытым кузовом.
Второе поколение автомобиля вышло в свет в 1989 году.
В отличие от предыдущей генерации, оснащенной снимаемым пластиковым верхом из стекловолокна, новое поколение получило цельнометаллический кузов.
На этой модели предусмотрено переключение 2WD-4WD прикосновением («one touch»).
Существуют 3- и 5-дверные варианты исполнения кузова, кроме того, имеется еще и 4-дверный грузовой вариант автомобиля.
Дополнительно появилась популярная модификация с более широким кузовом (Wide Body).
На североамериканском рынке автомобиль представлен аналогом, носящим название Toyota 4Runner.
Автомобиль образца 1989 года обладал более современным кузовом, богатым салоном, предлагающим разные варианты обивки: велюр, кожа.
Появились другие опции, соответствующие повышенному уровню комфорта: полный элекропакет, люк и зеркала с электроприводом, кондиционер, вторая «печка», круиз-контроль, дорогая аудиосистема с CD-проигрывателем.
Задняя дверь — опускного типа и открывается как у пикапа, но при этом оснащена автоматическим стеклоподъемником.
Внушительный багажник может быть легко превращен в спальное отделение — отличный вариант для тех, кто выбирается на природу с ночевкой.
В целом, сиденья обеспечивают комфортную легковую посадку, передние имеют множество регулировок.
В 1992 году автомобиль прошел рестайлинг кузова, коснувшийся в основном передних и задних фонарей, габаритов, поворотников и решетки радиатора.
Один из самых распространенных двигателей Hilux Surf — бензиновый инжекторный мотор 3VZ-E, 6-цилиндровый V-образный, имеющий два клапана на цилиндр и мощностью 145 л.с.
(крутящий момент 245 Нм).
Нередко встречается скромный бензиновый 3Y-E объемом 2 литра (97 л.с., 160 Нм).
Дизельные силовые агрегаты первого поколения представлены 2,4-литровыми моторами 2L-T и 2L-TE мощностью 94 и 97 л.с.
соответственно (крутящий момент — 216 и 240 Нм), а также, с 1993 года, новым двигателем 1KZ-T, который считается не только одним из самых надежных дизелей компании, но и выдающимся по мощностным характеристикам.
Этот трехлитровый мотор развивает 130 л.с., а внушительный максимальный крутящий момент 289 Нм достигается всего при 2000 об/мин.
В комбинации с АКПП мощность двигателя доведена до 150 л.с.
На автоматической коробке передач Hilux Surf установлена система переключения режима движения на более «мощный» и обратно.
Наравне с «автоматом» предлагалась и 5-ступенчатая «механика».
Нисколько не потеряв в надежности, передняя подвеска Hilux Surf второго поколения стала независимой — два рычага с торсионом.
Задняя осталась классического типа — зависимая, пружинная.
Грузовое прошлое дает о себе знать — автомобиль грубоват в движении, но крепкое шасси по праву дает оценить себя на протяжении долгих лет эксплуатации, выдерживая большие нагрузки в условиях плохих дорог.
Трансмиссия автомобиля — типа Part Time 4WD с жестко подключаемым приводом на передние колеса без межосевого дифференциала и понижающей передачей может иметь разное исполнение.
Это либо муфты свободного хода в передних ступицах, либо электропневматический механизм отключения переднего дифференциала (система АDD).
В последнем случае использование полного привода максимально упрощено, поскольку ступичные муфты, требующие ручного вмешательства, отсутствуют.
Безопасность автомобиля, как это характерно для большинства внедорожников того времени, не на высоком уровне.
Не сразу, но стандартом становятся трехточечные ремни безопасности, появляются крепления детского сиденья и такая полезная с точки зрения безопасности опция, как дополнительный стоп-сигнал.
Для обеспечения лучшей пассивной безопасности был доработан кузов — благодаря появлению усилителей жесткости улучшилась защита от бокового удара.
На отдельных версиях может быть установлена антиблокировочная система тормозов.
Одно из главных достоинств Toyota Hilux Surf — надежность и огромный запас прочности.
Очень интересен автомобиль и в плане тюнинга — множество производителей предлагают для этого популярного SUV разнообразную продукцию, призванную улучшить внедорожные качества и дизайн.
Цены даже на старые автомобили с большим пробегом могут быть достаточно высоки.
В то же время надо понимать, что немалый процент на рынке составляют экземпляры, прошедшие через руки разного рода экстремалов, а то и не по одному разу, и проверке технического состояния следует уделять самое пристальное внимание.